-
Повод поехать на Малый Хинган (в простонародье Биракан) был основательный. Местный житель поселка Теплые Ключи обещался показать пещеру на реке Помпеевка. Причем пещеру обводненную, где нужна лодка…
6 сентября (Суббота)
Выехали рано утром в направлении Хабаровска втроем – Павлик, Серега и я. Доехали без проблем. Участков с грунтовкой стало заметно меньше чем прошлогодней осенью. До Уссурийска – так вообще сплошной асфальт. Вот лишь когда покинули Приморский Край и переместились в Хабаровский, все дивились, какие хреновые у них дороги. Двухполостный въезд в город – это нечто! Да… разбаловал нас саммит АТЭС…
Перекусили у Борща и двинули далее в сторону Биракана. Погода так себе. Грозовые тучи и временами кратковременный дождь. Последний раз заправились в Теплом Озере. Залили под горловину бак и самодельную канистру Павлика, похожую на футляр для катрабаса. Она висит в углублении под днищем машины. Вынуть пустую — нет никаких проблем, а вот вновь подвесить полную — гемморой еще тот. Мучались минут 15, закрутили на кронштейне крепления только два болтика из трех. Авось не оторвется.
От Биракана до Теплых Ключей ехали уже по темноте. Борщ предлагал встать на ночевку на 36 км, в долине Сухого Кайлана. Там большая поляна, есть вода. Однако поляны не нашли. Борщ ее не увидел по темноте. Решили, что заросла сильно. Второе место было уже почти в Теплых Ключах — крохотная полянка около дороги. Вышли, походили по мокрой траве, чавкая в лужах… Я предложил напроситься ночевать в т.н. гостиницу в Теплых Ключах.. Поехали к Минибаю. Свет еще был и хозяин к счастью не спал. Намекнули про гостиницу, но он сам предложил встать у него. Большего и желать было не чего. Выделил нам комнату. Бросили коврики, спальнику, а вскоре и дизель в поселке заглушили. Упали спать.
- 7 сентября (Воскресение)
Спали так себе. Душно и храпели Павлик и Серега на славу.
За завтраком показали Минибаю карту, что бы он указал месторасположение пещеры. Оказалось, что дыра почти там, где мы и предполагали, правда выше по течению Помпеевки после впадения в нее ручья, по которому идет дорога. Удивительно, но по геологической карте там базальты. Минибай рассказал, что дорога так себе, и мы не подъедем к реке примерно километр из-за промоины. Плюс ко всему брод на Биджане в районе 1-го моста может быть глубоким. По части провалов, которые он обещал показать Борщу в районе Сухого Кайлана, сказал, что нужно много времени, а ему не с кем оставить маленького сына. Показал на карте, где они примерно находятся. В отличии от Борща, который расписывал нам провалы как бездонные и камни летят в никуда, сказал, что «провалы как провалы – ничего особенного». Попрощались и поехали к 1-ому мосту. Около брода имело место скопление машин — Сафарь, УАЗ Патриот и ЗИЛ с будкой. Все ждали, кто рискнет переезжать первым. Борщ одел забродники, взял дрын и пошел искать фарватер.
Большая часть брода была в принципе проходимой, но у самого берега на противоположной стороне имелись глубокие ямы, где можно было запросто утопить машину.
Ехать нужно было хитрой загагулиной. Решили не рисковать понапрасну, а поехать поискать провалы, тем более, что рыбаки сообщили, что вода заметно падает. Провалы по сведениям Минибая, находятся примерно на 40 км, на отрогах сопки, по правую сторону дороги. Заехали в лес по старой просеке, оставили машину и отправились прочесывать склон и отроги. Лазили по зарослям часа три, но абсолютно ничего не нашли. Ни провалов, ни каких других форм карста. Все сплошь задерновано и густо залесено. Продираться сквозь эту чащу – настоящая каторга. Павлик был шибко не доволен.
Вернулись к машине и поехали перекусить на поляну 36 км, ту самую которую просмотрел ночью Борщ. Поляна оказалась огроменной и вовсе не заросшей. Начали варить обед, и пошел сильный дождь. Пока натягивали тент – промокли. Поели и вновь отправились к 1-ому мосту. Сафарь уже исчез. ЗИЛа не было. Мужик на Патриоте сворачивал снасти и готовился уезжать. . Долго вновь обсуждали план проезда брода, мерили, измеряли, но ехать опять же не решились. Я поведал Павлику, что вверх по Биджану есть т.н. 2-й мост и брод там должен быть уже и возможно проще. Дороги туда нормальной нет, но можно попытаться отыскать старые грунтовки идущие по верхам и упоминаемые квадроциклистами в весеннем отчете, котороый я нашел в Интернете. Решили ехать искать. Вернулись километра на 4 назад в сторону Теплых Ключей, свернули на проселок вдоль поля у подошвы сопки и дорога начала взбираться на перевал. На перевале вдоль дороги огромные блоки мрамора с прослоями магнезита. Готовые к транспортировке, но брошенные.
Все уже заросло молодым леском. Это местрождение известно как Вторая Сафониха. Начали ездить по дорогам ища направление на Третью Сафониху. По ней спуск в долину Биджана и далее к броду. Дорог много, часть ведут в тупики или уже сильно заросли. Наконец выпали на вполне приличную дорогу, которая бодро побежала в долину реки и неожиданно выехали на пустошь с брошенными полуразобранными сараями, набитыми коробками с кернами и мешками с породой.
Немного поменжевались, не остаться ли на ночевку. Пустошь продувается и почти нет комаров. Ко всему масса топлива для костра. Решили все же ехать дальше, т.к. до Биджана оставалось не более 2 км. Однако вскоре дорога вновь сильно поплохела. Вернулись обратно на базу геологов и встали на ночевку.
- 8 сентября (Понедельник)
Утром небольшой дождик. Выехали вниз по Третьей Сафонихе к Биджану. Дорога просто кошмар. Глубокие промоины, грязевые ванны.
Уже почти спустились в долину, и началась марь. В одном месте сели на брюхо. До Биджана 300-400 м, но шансов проехать нет. Кое- как с помощью лебедки выбрались и поехали обратно.
Все оказалось напрасно. Дождь принял характер затяжного. По карте дорога мимо базы геологов ведет в долину Кастеньги и далее через перевал в Сухой Кайлан с выездом на Бираканскую Дорогу в районе пещеры Старый Медведь. Решили ехать по ней, тем паче состояние ее на порядок лучше той, по которой добирались сюда. Достаточно быстро доехали до Старого Медведя и Паха с Серегой решили слазить в дыру.
По глобальным планам – далее ехать обратно домой, по пути заехав на Синегорье. Там есть масса дел. Помпеевка явно нас не пускала, да и дождь вызывал резонные опасения. Брод, возможно, переехать, и удастся, но если погода не улучшится, можем не вернуться обратно. Все возможно и обошлось бы, не брякни Борщ, что в пещере на входе грязно и стоит одеть комбез… Можно точно сказать, что дыра бы Павлика расстроила, и он на 146% поехал бы на Синегорье. Однако в дыру он не пошел, посидел в машине, пораскинул мозгами, и когда мы вернулись от пещеры, сообщил, что принял решение прорываться через брод. С этого все и началось…
Брод мы переехали и возбужденные и довольные двинули в сторону Помпеевки. Как будем возвращаться уже никто особо и не думал…
До ручья Мучного дорога оказалась вполне нормальной, а вот дальше пришлось попотеть. Бесконечные огромные лужи, упавшие деревья, промоины, где нам приходилось выходить.
Выходили раз 20 не меньше. Вновь Биджан, только здесь есть мост. Мост почти сгнил, и качается при проезде машины. Шишига может и пройдет, а Уралу уже не светит. Когда мост развалится окончательно, шансов здесь проехать не будет вообще, т.к съезда к реке нет. Берега крутые.
В одном месте наша дорога подсекла т.н. Царскую Дорогу- тракт, построенный больше 100 лет назад.
Далее затяжной подъем на перевал и такой же затяжной спуск в долину Помпеевки. Дождь слегка усилился.
Выехали на поляну старого лесосклада, где увидели вагончик и навес. Решили базироваться в нем. Вообще это был щедрый подарок судьбы.
Вскоре небо угрожающе потемнело, и хлынул сильнейший ливень. Прибрались в вагончике, выкинули весь хлам. Поставили внутри Борщевскую палатку — от гнуса и комаров. Крышу вагончика пришлось накрыть тентом — благо было у нас, их несколько. С этого дня дождь не прекращался более двух суток. Лишь иногда, максимум на 20 минут давая передышку. Стало ясно, что на обратной дороге, на Биджане нас ждут большие проблемы.
- 9 сентября (Вторник)
Всю ночь дождь и с утра тоже. Вышли, вернее, выехали на поиск пещеры. От поляны далее к Помпеевке дорога просто кошмар. Плюс ко всему две бурные протоки — в сапогах не перейдешь. Не доехали метров 300-400 до Помпеевки. Бросили машину, и пошли пешком. На выходе к реке поляна, остатки шалаша. Стоянка рыбаков.
К нашей радости вверх по реке есть дорога, вернее колея — несколько раз прошла машина типа 66. Иначе продираться в дождь вдоль реки по кустам то еще удовольствие. Река впечатляет. Мощный поток, кипит на перекатах. По сути, вся она бурлит. Долина узкая и дно вероятно завалено глыбами и валунами. Минибай рассказывал, что в обычную воду можно переходить в сапогах. Сейчас и на машине не переехать! Пошли вверх по реке, по колее. Вскоре вышли к броду. Здесь река течет вдоль прижима. Это первая скала по описанию Минибая. Вброд идти не рискнули, а обошли прижим по верху. Порода здесь напоминает мрамор. Спустились вновь в долину. Обратил внимание на цепь из трех провальных воронок прямо у подошвы склона. Одна с завалом на дне – можно даже при желании копнуть. Вскоре Борщ и Серега, шедшие впереди заорали, что видят вторую скалу. Ускорили шаг и почти подбежав к основанию скалы вывалились ко входу в пещеру!!!
Вход просторный шириной метра 3 и высотой не меньше 1.5. Просматривается наклонная осыпь вниз и объемный грот. Под навесом входа лежит большая моргуша и две кроватные сетки — видно входной грот используют в качестве укрытия рыбаки. Входной грот поперечником около 20 м. Высота небольшая — в среднем 2-3 м. Дно сплошь завалено глыбами. Почти сразу начинается вода. Вначале лужицами в промежутках между глыб, далее все глубже и глубже. Нужно внимательно смотреть куда наступать, что бы не уйти по колено, а то и глубже. Примерно напротив входа, в дальней части грота начинается галерея, образованная по вертикальной трещине. Вода еще глубже. Борщ прошел на сколько можно в забродниках и восторженно заорал, что галерея идет дальше и конца края не видно. Павлик одел гидру, однако плохо зажгутовал аппендикс, поэтому сразу затек. У него испортилось настроение, и сидел он около входа мрачнее тучи. Сказал, что пещера полное г…о. На, что Борщ сильно возмущался. Вскоре вроде отошел и полез снова на первопроход. По обводненной галерее прошел дальше. Там где пошла глубина , залез вверх в распоре и вскоре сообщил, что дальше грот с озером. Нужна лодка или придется плыть. Длина метров 20 и вроде виден проход дальше.
Пока мужики осматривали дыру мы с Серегой забрались на верх скалы. Здесь животными натоптаны натуральные тропы. Вид на Помпеевку потрясающий. Обнажения меня смутили. Вроде карбонатная порода, но следов карста нет и в помине. Не известняки точно. Возможно доломиты или известковатые доломиты. Прошли по верху скалы вверх по течению. Метров через 100 видно, что Помпеевка отворачивает от скал на 90 градусов. Вернее течет, упирается под прямым углом в скальные выходы и течет далее вдоль обнажений. Место очень перспективно. Наверняка в основании скал есть поноры. Однако спускаться вниз очень круто и не близко — высота метров 100 не меньше. Вернулись к пещере. Вскоре и Павлик с Борщем вылезли. Решили завтра вернуться с плавсредством и вести исследования дальше. Нужно также топу сделать. Обходя поверху прижим, Борщ посеял ЖПСку. Весь день с перерывами дождь.
- 10 сентября (Среда)
Ночью почти постоянный дождь. Утром то-же. Мы уже просто в шоке. Ясно понимаем, что впереди на Биджане нас ждет большая ж..па. С утра не торопимся. Ждем, что бы хоть немного прекратило поливать. Наконец к обеду морось прекращается и мы выходим. Мы с Серегой чуть раньше — налегке. Павлик и Борщ тащат технологию, веревку и матрас в качестве плавсредства. Пытался их уговорить не брать шмурдяк, а вначале исследовать затопленный грот и если понадобиться, то уже завтра тащить верье и перф. Не уговорил. Оказалась впоследствии – тащили зря. После прижима мы с Серым поднялись на гребень отрога, в котором расположена пещера. Выходы скальные по гребню есть — карста нет вообще! Парадокс! Спускаясь вниз, уже вблизи пещеры наткнулись на большую провальную воронку диаметров 30-35 м. Дно плоское, задернованное. Чуть выше скальный выход и почти готовый вход с глыбовой пробкой.
До пещеры от воронки около 100 м. Превышение 8 м. Подошли ко входу. Мужиков пока нет. Разожгли костер. Вскоре Павлик и Борщ подтянулись. Пока они рядились и одевались, сделали топу входного грота. Потом Павлик полез на первопроход. Не было его минут 15-20. Затем вдали снова зашебуршало и мы услышали, что пещера закончилась сифоном. В принципе мы к этому были готовы — слишком много воды, слишком близко к реке.
Вышли наверх и Павлик рассказал, что за обводненным гротом идет лаз метров 20 длиной. Ползти приходится по воде. Далее грот. Вправо глыбово-земляная осыпь, влево сифон.
Очень просторный и видимо глубокий. Сказал, что до завала метров 90-100. Стало ясно, что найденная нами провальная воронка и есть эта глыбовая осыпь. Раскопать ее трудов наверняка не составит. Мощность завала метров 5 не больше. Решили завтра с утра пойти на поиск, если конечно дождя не будет и ближе к вечеру ехать на Биджан. В лагерь вернулись уже в темноте.
- 11 сентября (Четверг)
Ночью был небольшой дождь, но чувствовалось, что утро и день будут солнечными. Что в итоге и случилось. Начали собираться в поиск. Борщ отказался, хотя Павлик давил на него конкретно. Пошли втроем. Решили осмотреть «пилообразный массив» ниже по реке. До Помпеевки спускаться не стали, а по старой лесовозной дороге забрались на хребет, что бы выйти на массив сверху. Поднимались долго и нудно. Высота больше 500 м. Затем ушли с дороги влево и через заросли вышли на нужное место. На склоне обращенном к Помпеевке обнаружили мощные скальные обнажения. Наверняка карбонаты, очень схожие с известняком, но не известняк. Ничего не нашли. На осыпях и развалах полно змей. Похоже щитомордники. Сверху прекрасная панорама Помпеевки.
Здесь она делает ряд изгибов на 180 градусов. Грохот воды на перекатах даже в такую даль долетает. Вернулись на дорогу, и пошли в лагерь. Быстро перекусили и собрались. Выехали часа в 4 дня обратно. На третьем мосту через Биджан нас ждал первый шок — воды было просто немеряно. Поднялась явно больше чем на метр! Второй шок – ключ Мучной. Там где три дня назад можно было пройти, не замочив ног, сейчас реально нужны были болотники, и то не факт, что не наберешь внутрь воды + бешеное течение. Наконец подъезжаем к Биджану. Первое, что видим Сафарь на обочине и следы уже не первой ночевки. Едим до моста и хором вопим – «Нихрена себе!!!» Биджан ужасен. Мощное течение, весь прибрежный лес в воде. Разрушенные быки от моста торчат не более чем на метр. Все занавес… Когда появится возможность переехать — не понятно. Понятно одно — мы здесь зависли очень надолго. Пообщались с мужиком с Сафаря. Он переехал перед нами и когда начался подъем воды, не успел вернуться. Сейчас кукует уже второй день на правом берегу. Друг его реку переплыл, т.к. была срочность. Ставим палатку, варим ужин и спать. Завтра будем строить пешеходный мост.
- 12 сентября (Пятница)
За ночь вода упала сантиметров на 20 и это радует. Хотя если подсчитать, нужна неделя, что бы река вернулась в прежнее русло. А у нас продукты заканчиваются и контрольный срок в воскресение. После завтрака начали строить мост. Нужно уложить три пролета 6, 7 и 9 м. Благо лес рядом, хотя таскать бревна до реки очень тяжело.
Бревна сбивали скобами – остались от прежнего моста. В процессе строительства произошло ЧП. С первого пролета в воду ухнул Серега, причем держа в руках топор. Успел ухватиться за бревна и поразительно — топора не выпустил. А там и мы с Борщем подоспели. Павлик хладнокровно продолжал снимать зрелище на видео. Повезло, что ухватился за бревно, иначе все могло окончиться плачевно. Течение бешенное. К концу дня мост построили, но устали ужасно. Потом Павлик и Борщ отправились к Минибаю с просьбой свозить их в Биракан.
Нужно продуктов купить и звонки сделать родным да МЧСовцам. Ушли в начале пятого вечера. Вернулись поздно на НИВЕ Минибая. Привезли бензин (у нас почти закончился), продукты. Минибай пообещал если нужно помочь трактором.
- 13 сентября (Суббота)
Вода падает, но все равно ее очень много. Причем падает медленнее, чем в предыдущие сутки. Будем пытаться переехать брод в воскресение к вечеру.
К обеду за Борщем с Хабары приехал Док. Как я Борща не уговаривал остаться, он дезертировал. Док кстати тоже был не против зависнуть на некоторое время – пиво имелось. Вскоре они уехали, а мы отправились на поиск, в сторону перевала. Затем решили переночевать на втором мосту, т.к. приехавшие на рыбалку мужики с Облучья оказались очень нудными. Вернее один из них. Постоянно торчал у нас в лагере и рот его не закрывался. Поиск меня сильно разочаровал. Сделали большой крюк по одной из сопок, но ничего не нашли. Только одну воронку.
Зато понесли убытки — я потерял Димоновскую рацию. Учитывая Борщевский ЖПС, дороговато нам экспедиция обходится. В придачу у Павлика машина забарахлила. Глохнет и расход бензы увеличился. А ведь еще ехать чуть ли не 1500 км! После поиска доехали до реки и встали на ночевку. Здесь отличная поляна и никого вокруг! Брод также не проезжабельный.
- 14 сентября (Воскресение)
За ночь вода упала на 4 см. По сути, перестала падать. Стало понятно, что без Минибая нам не переехать. Решили, что когда за Сафаристом приедет друган на Сурфе, съездим к Минибаю за трактором. Вернулись к первому мосту, а вскоре и мужик подъехал на Сурфе. Взял Павлика и они уехали в Теплые Ключи. Через час Паха по рации сообщил, что трактор у Минибая сломался, но они к счастью выловили, где — то по пути шишигу и водила согласился помочь. Жутко представить, если бы 66 не подвернулся исключительно случайно! Тем более по прогнозу к вечеру обещали дождь. Да и так было видно, что погода портится. Ветер порывами, небо затягивает тучами. Вернулся Павлик, а вскоре и шишига подъехала.
Водила в яму не полез, даже на косе у него колеса полностью скрывались под водой. Протянули спарку из тросов на противоположный берег, зацепили Павлика и помолившись потащили. Это- было зрелище я Вам доложу… Меня чуть кондрат не хватил когда над водой виднелись лишь стекла нашей машины. Однако еще пара секунд и Павлик на косе!!! Вслед за нами перетащили Сафаря.
Слили из салона воду, попрощались с мужиками и двинули в сторону дома, причем Павлик на ходу подчинил машину, присоединив к каким то проводкам батарейку из фонарика. Когда заправлялись на Теплом Озере, начался дождь. По трассе временами стеной. Вовремя мы вырвались! Ехали всю ночь и в начале десятого прибыли во Владивосток.