Пещера на реке Дзава- выдумка или правда?

Все началось с сенсационной новости, сообщенной Борщем — на него вышел мужичек (бывший спелеолог), который открыл в конце 90-х годов,  в бассейне реки Кафен (да, да — там где Прощальная), крупную пещеру, возможно даже больше Прощальной. Нужно было незамедлительно ехать и пещеру эту исследовать…. Что из этого вышло читайте ниже.

9.5 часов до Хабаровска, цепляем Борща и выдвигаемся в сторону поселка Солонцового. По заброшенной автодороге «Восток»  доехали до Долми и свернули влево на Солонцовый.

SONY DSC
Федеральная автодорога «Восток». По проекту должна была соединитель Хабаровск и Находку, но строительство заморожено в 2002 году.

Дорога убитая и 56 км ямок и промоин сильно утомляют, тем более Паха летел как на пожар, практически не притормаживая. Проехали поселок и дальше дорога стала еще  хуже.

SONY DSC
поселок Солонцовый — последний оплот цивилизации в этом районе.

Воды в реках очень много и броды на обычных машинах почти непреодолимы. Когда после реки Ко свернули на перевал по реке Хука, то в одном месте пришлось ехать по руслу протоки Хуки, т.к. река смыла дорогу. Глубина бродов даже на боковых притоках не менее полуметра. Через 25 км, на перевале в верховьях Хуки свернули вправо, на дорогу, ведущую через водораздел к реке Дзава. Именно  на этой реке  якобы и расположена неизвестная никому пещера. Высота здесь уже приличная – более 600 м и на дороге появился снежок.

SONY DSC
Первый снежок на дороге ведущей к реке Дзава

Вначале немного — пятнами, а потом все больше и больше, пока в один прекрасный момент и вовсе глубиной под полметра. На высоте примерно 700 м мы вовсе встали, т.к. двигаться по сугробам мокрого, тяжелого снега возможности не было.

SONY DSC
Чем выше, тем снега больше
SONY DSC
Окончательно застряли

Бросать машину и идти до Дзавы по снегу 7 км с грузом и ставить там лагерь в наши планы не входило и, выдернув с помощью лебедки машину, решили поехать к Кафену и попытаться проехать по нему вверх до Дзавы. Идея была сомнительной и явно трудноосуществимой, т.к. было половодье и наверняка броды на Кафене были непроходимы, а там ни мало, ни много  12 км до нужного нам места. К тому же  наличие проходимой дороги было под большим вопросом. Однако поехали с перевала вниз по реке Оло, отмечая все правые свороты, как возможные варианты попадания в нужный нам район. В одном месте на ледовой промоине машину развернуло и снова пришлось разматывать лебедку.

SONY DSC
Коварная ледяная промоина

Начал крапать небольшой дождик и настроение наше и так не совсем радужное еще более ухудшилось – Пещера явно не подпускала нас к себе. Когда появился мост через Кафен , свернули вправо на старую, сильно ухайдоканную, частично залитую водой дорогу. Тем не менее, упавшие деревья на ней были распилены – вероятно, рыбаки здесь прорываются на Кафен в обход кордона на мосту. То и дело, цепляя днищем, валуны подъехали, наконец, к броду через Кафен и убедились, что он не проходим.

SONY DSC
в обход кордона на Кафен
SONY DSC
Брод через Кафен на нашей машине не преодолим

Решили ехать обратно и ставить лагерь на одном из притоков Олы, что бы с утра заехать опять на водораздел и налегке идти с однодневной разведкой на Дзаву. Однако Пещера явно была против этих планов. Черт нас дернул проверить один и отвилков дороги, увиденных до этого.  Мы свернули влево, на боковое ответвление и Паха молодецки полетел по заброшенному зимнику. Вот поперек дороги небольшая на вид промоина, которых до этого было сотня, но колеса проваливаются в глубокую колею и, мы на полной скорости врезаемся в каменный бугор посредине. Удар был страшенный. Машина заглохла и во внезапно наступавшей тишине понеслись громовые проклятия Павлика. Все повыскакивали наружу и я, заглянув под машину, с ужасом подумал в первую секунду, что мы вырвали двигатель. К счастью лишь только в первую секунду. Нас спасла толстая железяка, защищающая днище. Она конкретно вогнулась, но задачу свою выполнила. В противном случае Паха явно бы стал старожилом этих мест. Повреждения заключались в том, что от мотора оторвался напрочь глушитель и шум работающей машины стал напоминать грохот первых аэропланов. Приехали на место ночевки, разбили лагерь и стали решать, что делать дальше. Первая, после происшествия идея — «валить до дому» была забыта и принято решение с утра по раньше, если дождя не будет, доехать по максимуму на водораздел, пешком идти к Дзаве, а под вечер возвращаться к машине. Приготовили ужин и залили горе деревенским самогоном. Причем водитель был в теме.

SONY DSC
наш первый «печальный» лагерь

 Наутро была прекраснейшая погода, и мы с радостью заметили, что снег на дороге заметно стаял по сравнению с прошедшим днем. Доехали до места, где застряли на кануне и, Паха решил пробиваться по максимуму. Если бы мы раскинули мозгами, то делать этого бы явно не стоило, учитывая сопротивление Пещеры. Так оно и случилось. Паха разогнался перед сугробом что было мочи, врезался в него, заглох и более уже не завелся. Это был удар! По неволе задумаешься о существовании высшей силы. У меня честно говоря даже в животе поплахело, когда я подумал в какой дыре мы находимся и каким образом попадем обратно в цивилизацию. До ближайшей деревни 35 км тайги, из них 10 просто безлюдной и как отсюда вытаскивать машину вопрос вопросов. Вначале была, мысля, что двоим надо оставаться и попытаться отремонтировать «Ослика», а двое другие идут на Дзаву искать пещеру. Мысль эта, однако, была неудачной, т.к. явно все сводилось к тому, что видеть нас там не хотят и идти вдвоем на погибель не стоит. Тем более что в 10 м от места нашего крушения из леса на дорогу выходили огромные медвежьи следы и шли по ней туда, куда надо было идти.

SONY DSC
косолапый тоже шел в сторону Дзавы

 Приняли решение идти всем составом, а там будь, что будет. Вроде расстояние было не большое, всего 7 км, но шли мы их почти три часа, т.к. порой снега было очень много. Перевальная точка на дороге имеет высоту около 760 м. На спуске в долину Дзавы, справа в южном направлении, открывается прекрасный вид на покрытый снегом высокий горный узел Коенини с вершинами Пик Недоступный (1678 м), гора Голая (1438 м) и наконец гора Ко (2003 м). До них напрямую около 15-20 км.

SONY DSC
вид с дороги на горный узел Коенини
SONY DSC
вышли в район поиска

Спустились в долину реки и стали прочесывать указанный участок, но с удивлением обнаружили, что известняком здесь и не пахнет. Решили перевыполнить план и осмотрели левобережный борт Дзавы  на протяжении 3.5 км, вплоть до впадения в Дзаву ручья Тыглей. Известняка здесь мы не нашли.

SONY DSC
Увы — это не известняк
SONY DSC
Зимовье на левом берегу Дзавы
SONY DSC
недалеко от зимовья заброшенная лесопилка

Удрученные неудачей пустились в обратный путь к машине и даже успешный ремонт «Ослика» не поднял наше настроение.

SONY DSC
Простить не сложно, сложно вновь поверить…

Собрались и поехали в Солонцовый, где в местном сельпо купили пива и устроились на ночевку на берегу Катена. На следующий день завезли Борща в Хабару и двинули до дому. Во Владик прибыли в час ночи.

https://vladspeleo.ru/misc/poisk-peshher-na-reke-dzava/

Пещера на реке Дзава- выдумка или правда?: 7 комментариев

  1. Можно подумать, если бы я не взял верьё и технологию, то известняк появился бы в обозначенном месте и снег по колено на перевале мгновенно растаял. :-)

  2. Можно конечно суеверить по всякому, тем более что поводы вроде как были. Но похоже нас на… разыграли :)

  3. На начало сентября планируем недельную поисковую экспедицию на массив по реке Дзава. Есть желающие поучаствовать?

  4. В период с 5 по 9 октября планируется поисковая миниэкспедиция в район реки Дзава. В планах поиск пещер и обследование массива известняков по правому борту реки Дзава.

Добавить комментарий для Адмирал Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.