Туманный Колодец — испытание подъемной машинки

Поездка, была логичным продолжением эпопеи по проектированию, а затем и изготовлению хитроумной штуковины предназначенной для того, что бы облегчить нелегкую долю спелеологов при раскопках пещер и прочих перспективных нычек.

О самом девайсе можно подробнее прочитать http://vladspeleo.ru/equipment/podyomnoe-ustrojstvo-dlya-kopaniya-peshher/ . Прозванное в народе спецустройство ПП-1 (Павел Панин-1), наконец то дождалось настоящих полевых испытаний.

Поехали на испытания в четвером на Пахином Ослике. Дорога вплоть до впадения в Муладзу правого притока «Висячая Долина», была относительно сносной. Правда, воды в реке, несмотря на конец ноября, было заметно  много. Смытые мосты напоминали о дождливом лете и осени. Глубина на бродах была порядочная – совсем летняя! Не могу припомнить не одного раза за много лет, что бы по дороге около Белого Дворца поздней осенью текла вода!  Впрочем, все это были цветочки по сравнению с тем, что ждало нас в «Висячей Долине». Дорога здесь, с какого то момента просто исчезла и превратилась в заваленое огромным каменьями, валунами и бревнами русло речки.

Здесь дорога просто заканчивается
в одном месте «Ослика» развернуло и нас спасло только наличие лебедки
Здесь раньше была дорога
В каньоне

Удивительно как мы вообще проехали весь этот кошмар. Правда не будь лебедки на ослике, то и не проехали бы. Мало того, наверняка до сих пор и домой не вернулись. Стояли бы посреди реки в раскорячку. Короче — благодаря мужеству и профессионализму нашего рулевого до Тисовой Поляны мы добрались. Скарба было предостаточно. ПП-1 весом почти5 кг. Заготовки монорельса – пять направляющих длинной по2.5 мкаждая из квадратной трубы 40х60. Куча гаек и болтов, прочие необходимые железки. Два аккумуляторных перфоратора. Аккумуляторная дисковая пила, верье, ведра и инструмент…

Леха тащит будущий монорельс

Вообщем заброска оказалась нелегкой – благо до колодца с полкилометра, правда в гору и без тропы. В самом начале лога на склоне правого борта  в основании известняковой скалы расположен воклюз с приличным расходом. Дебит его оценить трудно, т. к. вода мчится среди крупных глыб и валунов, но на первый взгляд не менее 20-30 литров в секунду.

Воклюз в устье лога

Добрались до места. Из входа в Туманный чувствуется небольшая тяга и даже если внимательно присмотреться слабый парок. Год назад мы ездили сюда в начале декабря, когда морозы были покрепче, но тяги я не заметил. Возможно, за полмесяца пещера успевает немного промерзнуть и тяга прекращается. Вход расположен практически в днище распадка, и холодный воздух попадает в нее беспрепятственно. Ниже входа уже сейчас видна продушина, хотя снега не более5 см, да и на улице слабый минус! Развели костерок и начали процесс монтажа монорельса. Направляющие прямые, а колодец имеет довольно сложную  конфигурацию и закручивается винтом, так что сие занятие оказалось далеко не простое.

Начинается монтаж «железной дороги» — Транссиб
Нелегка доля путейцев
Железная дорога почти готова
движение по Транссибу открыто!!!

Так как  заниматься прокладкой «дороги» могли не более трех человек, решил полазить по склону над колодцем и поискать пещеры. Склон очень крутой. Скальных выходов много, но они основательно разрушены. Далеко от лагеря не удалялся, т.к. было немножко страшновато — места здесь дичайшие. Тем более порой следы попадались весьма крупные и похоже тигриные. Лазил примерно с час, но ничего не нашлось. Спустился в распадок и решил глянуть место поглощения ручья, который течет около входа в Туманный Колодец. Обратил внимание, что ручей пропадает в том месте, где распадок пересекают известняки, переходя на левый борт. До этого места карстующиеся породы слагают лишь правый борт. Причем изменение в слагающих породах данного участка практически не отражается на рельефе распадка, ну может он становиться лишь немного уже. Далее до самого подножия склона идет сухой овраг, по левому борту которого уже на склоне и выходит упоминавшийся выше воклюз. Получается под землей водоток перемещается из под распадка под склон. Дебит воклюза минимум в два раза больше чем ручья. Поднялся по логу опять до колодца. Мужики смонтировали 2/3 трассы. Перекусили и продолжили работу. В целом монтаж трассы занял почти весь день и времени на раскопки почти не осталось. Нужно было засветло проехать размытую дорогу. Тем не менее, испытания мы провели и даже вытащили на поверхность два ведра грунта! Эмоции не передаваемые. Я сидел в самом начале монорельса около входа, что бы принять ведро. Приближается негромкое жужжанье и из-за поворота показывается хитрое устройство с двумя большими роликами, ползущее по рельсе, и везущее полное ведро камней и земли! Ведро надо признать весьма тяжелое – больше10 кг! К ощущениям восторга примешивается чувство, нереальности происходящего, словно  в группе появился еще один участник – правда неодушевленный.

Узел крепления монорельса к стене колодца

Конечно, машинка требует некоторых доработок, но в целом испытания показали ее высокую эффективность. На данном объекте, например для ручных раскопок требуется не менее пяти человек. При использовании ПП-1 это количество сокращается до двух! А какая экономия в в трудозатратах! Вся работа забойщика- это наполнить ведро и повесить его на крючок, а верхнего человека отцепить полное ведро и прицепить пустое. Правда, подъем ведра весом в10 кгс глубины13 мзанял около минуты, но как сказал главный механик – связано это с тем, что аккумы немного подмерзли. Если обеспечить их подогрев – время может сократиться до 40-30 секунд. Не думаю, что в ручную получиться быстрее, наверняка в три раза дольше. Ну и еще один момент – не хватила железяк для рельса, т.к. мы считали, что глубина колодца13 м. Оказалось 15…

справа Машинист локомотива и по совместительству Начальник смены железнодорожного цеха. Слева — дежурный по станции
Монтер пути и по совместительству Старший стрелочник

На обратном пути решили заехать на Новоалексеевский массив и глянуть дующую дырку, которую по лету нашли Паха с Борщем. Объект находиться выше по распадку от пещеры Новоалексеевской на крутом склоне скалистого отрога протягивающегося вдоль склона. По лету тяга была внутрь и довольно сильная. Сейчас наблюдается ток воздуха наружу. Стенки около входа покрыты слабым инеем и это в конце ноября, когда и морозов, то толком не было еще! Очень перспективно. Перейдя на противоположный  склон, обнаружили еще два входа. Один – прямоугольный в скальной нише, другой классический промытый лаз чуть правее и ниже. Осмотреть толком не получилось – фонарей не взяли, а на улице уже смеркалось. Вообще этот массив закарстован очень интенсивно, даже посильнее чем гора Константинополь (по ощущением). Года три назад в мае мы немного поискали выше Новоалексеевской – помню дыры встречались на каждом шагу.

На пути к новым объектам

Домой доехали без приключений.

Окрестности Туманного Колодца
Вид с Алексеевского массива на гору Хоалазу (Лысая)

Туманный Колодец — испытание подъемной машинки: 5 комментариев

  1. Слава строителям Пещерной магистрали! Даешь Приморскому краю новые Подземли!)

  2. Пока главный механик шибко занят, а изготовление машинки- процесс, как он выразился муторный. Всего их две- одну мы испытывали в колодце, другая неудачная модель с маленькими роликами, соответственно и скорость мала.
    Может в скором будушем… Вот его мыло , стоит написать напрямую panin1976(собака)list.ru

  3. Ну и чтоб продать такое устройство надо сначала поработать им несколько дней, вытащить им вёдер 500 — 1000, убедиться в надёжности и долговечности червячных редукторов с пластиковыми ведомыми шестернями, определить максимальное рабочее напряжение. А то мы поднимали несколько вёдер и больше время и снег не позволили. Весной дорога на Туманный колодец растает, поедем копать и эксперементировать . Можете попробовать сами сделать, может у вас и лучше получится, может на 220 в. от генератора мощнее и быстрее :-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.